Расставание как категория и как опыт объединяет людей в гораздо большей степени, чем смерть. Хотя кладбища и колумбарии наводнены огромным количеством могил и урн, конкретно наши близкие умирают не слишком часто. А расстаемся мы сами и те, кто нас окружает, постоянно. Самые тяжелые переживания при этом происходят, когда разрываются романтические связи. Смерть и расставание с любимыми идут рука об другу: множество суицидов происходит из-за завершенных отношений или неразделенной любви; в клятвах любви принято говорить о совместной жизни, пока "смерть не разлучит"; в признаниях многие используют фразу "я люблю тебя больше жизни". Но потом отношения заканчиваются и наступает смерть при жизни. Человек физически существует, но он больше недоступен для прикосновений, слов, обещаний.
В буддизме существует практика осознанного умирания Пхова, она же - медитация умирания в сознании. Буддисты прибегают к ней либо тогда, когда понимают, что приходит смерть, либо в случаях, когда смерть приходит к их близким. Один из ее подвидов, Пхова в Состоянии Излучения, который описал лама Оле Нидл, позволяет попасть в Чистую Страну, условную райскую обитель. Но для этого, при жизни, нужно сделать несколько вещей:

- желать переродиться
- отчетливо представлять Будду
- избегать вредных действий
- хотеть достичь Просветления для блага всех существ

Эти условия похожи на те, что облегчают смирение с расставанием. Я, человек, переживший уход любимого, хочу начать все с чистого листа. Я отчетливо представляю своего бывшего возлюбленного, чтобы не бежать от его образа и дать своей психике выстрадать все, что ей нужно. Я стараюсь избегать деструктивного поведения, чтобы не ранить себя еще больше, поэтому не пускаюсь во все тяжкие, как бы мне не хотелось. В конечном итоге, я стараюсь увидеть как можно больше новых впечатлений, проникнуться как можно большим количеством чужих чувств, чтобы перебить ими свою боль. Как результат, я становлюсь эмпатичнее, чем была.

Часто умирание также сложно предугадать, как и расставание. В фильме "Вена, лето, осень, зима и снова весна" Ким Ки Дука главный герой закрывает глаза, рот, нос и уши пергаментом с молитвами, а затем умирает. Пергамент в данном случае нужен для того, чтобы вечный ум вышел через макушку, а не другие отверстия головы, и действительно попал в условный рай.

Я попросила незнакомых мне людей написать письма своим бывшим возлюбленным и отправить их мне. Взяла по строчке из каждого, составила универсальное письмо расставания и попросила Катю Ненашеву покрыть этим письмом все мое тело. В день, когда я делала перформанс, должна была пройти вечеринка расставания, и предполагалось, что мое тело будут расписывать семь-восемь человек. Но в последний момент ни у кого не получилось приехать. Это тоже характерный для проживания расставания или смерти момент: жизнь тех, кто вокруг, продолжается в своем темпе. И скорее всего, работать с утратой придется самостоятельно.

Моей прощальной молитвой стали три слова: "рано, но придется". Когда тебя покидает любимый человек, тебе ничего не остается, как принять этот факт. Точно также, как и умирание, расставание произойдет или уже происходило с каждым человеком из ныне живущих. Этот перформанс - мое прощальное письмо и прощальные письма нескольких десятков людей.

Спасибо Катрин Ненашевой за помощь и поддержку во всех смыслах и им вместе с Мишей Левиным за идею вечеринки-расставания.
Made on
Tilda